Воскресенье, 25.06.2017, 22:05Приветствую Вас Гость

Целогины и Ко

Нэцкэ - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Volatile, Любасик, Stresha 
Форум » Салон » Клуб по интересам » Нэцкэ
Нэцкэ
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 20:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Восток всегда необыкновенно привлекателен для европейца. Культура, история, философия, менталитет так отличны от наших, что нет предела интереса к ним.
 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 20:33 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Японская нецкэ – это небольшая, размером 3-4 см, скульптура, выполненная из слоновй кости или дерева, реже- из других материалов. Она может изображать человеческую фигуру, животное, растение или бытовой предмет. От станковой миниатюрной скульптуры нэцкэ отличается наличием двух отверстий для шнура. Традиционный японский костюм не имел карманов, и по своему назначению нэцкэ – брелок-противовес, с помощью которого японцы носили у пояса необходимые предметы: связку ключей, мешочек для кремния и огнива, кошелек или инро -коробочку для парфюмерии и лекарств. Через отверстие в нэцкэ пропускали шнурок и оба его конца привязывал к инро или кошельку. Затем нэцкэ со шнурком продевали за пояс таким образом, что поверх пояса свисали нэцкэ, а внизу находился привязанный к шнуру предмет. Способ ношения предметов у пояса с помощью противовеса известен там, где в употреблении был костюм без карманов, но яс поясом: в Японии и в Венгрии, в Африке и на Крайнем Севере. Нэцкэ, таким образом, могли быть и чисто японским изобретением, но это не так. Приблизительно в конце XVI века нэцэ пришли в понию из Китая, где уже в XIII веке существовал обычай носить у пояса различные предметы с помощью китайского прототипа нэцкэ – чжуй-цзы. Японцы заимствовали и сао приспособление, и в общих чертах специфику его художественного оформления – в виде резной фигуры или рельефной пластины.

До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века «Кодзики» (Записи о делах древности") и «Нихонги» («Анналы Японии») хиути-букуро (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В живописи периода Хэйан (794—1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) «Живописное повествование о монгольском вторжении» у человека, докладывающего о появлении вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335—1573) хиути-букуро стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так же, как и раньше.

Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов «Разговоры в ночь Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязавались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае. Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 20:44 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Ранние нэцкэ (XVII-начало XVIII века) нам известны только по живописным изображениям и литературным описаниям. Первые имена и произведения дает нам середина 18 века. В 1781 году в Осака выходит семитомное сочинение Инаба Мититацу "Сщкэн кисё" ("Рассуждения о лучших образцах оправы мечей"). Последний ее том был посвящен нэцкэ. Это – первые сведения о ее истории.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века «Объездка лошадей» один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро — нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

XVII век — предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать «золотым веком» нэцкэ.

История нэцкэ в основном не выходит за пределы периода Токугава (1603—1868) — времени расцвета искусства горожан — купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии (бакуфу) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества. Неоднократно выпускались «законы против роскоши», целью которых было строгое разграничение «благородного» и «подлого» сословий в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось всё: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города. Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Нэцкэ и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственныйвкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили своё удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров нэцукэси — резчиков нэцкэ. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки нэцкэ ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий японцев конца XVII—XIX веков.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 20:48 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Золотой век в развитии японских нэцкэ — вторая половина XVIII и начало XIX века, когда увлечение ими приняло необычайно широкие масштабы. Нэцкэ изготовлялись из самых разных материалов: слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведя, волка и даже тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней. Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» — корень и «цкэ» — прикреплять). Изящно вырезанные деревянные нэцкэ носили мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде зверька или фигурки из слоновой кости можно было увидеть только на поясе богача.

Потом появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита, окаменевшего дерева и янтаря, из панциря черепахи и стекла. А еще в качестве нэцкэ использовались маленькие тыквы-горлянки, красивые раковины и другие предметы, у которых ранее было совсем другое назначение (например, детали оправы ножей и мечей). Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и слоновой кости.

Как правило, дерево оставалось неокрашенным, оно лишь подвергалось тщательной полировке. Мастер-резчик стремился выявить и подчеркнуть природную красоту материала, его фактуру и цвет. Но из какого бы материала ни были сделаны такие фигурки, они не должны были быть тяжелыми и большими по размеру. Нэцкэ следовало быть гладким, прочным, иметь обтекаемую конфигурацию — без выступов, острых углов и граней. Отверстие, через которое проходил шнур, не должно портить нэцкэ, поэтому мастера виртуозно включали его в композиционное решение скульптурки. Этими условиями не мог пренебречь ни один мастер, все остальное зависело от творческой индивидуальности каждого.

В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит-цугэ, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые нэцкэ, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения нэцкэ, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости. Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия. Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и нэцкэ из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и нэцкэ из сакуры, берёзы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 20:52 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Принято различать три вида (или формы) нэцкэ.

Наиболее многочисленный вид — катабори (фигурные нэцкэ), которые представляют собой скульптурные изображения людей, животных, птиц, цветов, плодов и т.д. Все сюжеты, на которые были созданы нэцкэ, перечислить просто невозможно. Прежде всего мастера изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ были семь богов счастья... Были фигурки, изображающие борьбу народных героев с демонами, изображались известные архаты — ученики Будды, нэцкэ в форме любимого народного героя Кинтаро — очень сильного ребенка... А некоторые нэцкэ запечатлели бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры, образы смешных иностранцев, например, фигурка голландца в коротком плаще и с тощими ножками... Изображались и злые демоны, бог ада Яма, рыба-сом, от которой, по народным поверьям, и происходят все землетрясения.

Животные и люди нередко изображались с большим юмором. На одной известной нэцкэ показан осьминог, заигрывающий с русалкой; на другой — гуляка, проснувшийся после вечерней попойки. Завзятые игроки носили нэцкэ в форме черепов или змей, которые, по поверью, должны были принести им удачу. И, конечно же, множество нэцкэ представляли любимого в Японии бога Дайкоку — бога счастья, добра и веселья. Обычно его изображали веселым и толстым человечком с мешком риса за спиной и несколькими крысами. Древняя японская легенда гласит, что крыса однажды спасла Дайкоку. Когда боги разгневались и хотели сжечь его на костре, крыса посоветовала Дайкоку зарыться в мокрую землю...

Второй вид нэцкэ — это кагамибута, что буквально означает «зеркало в футляре». Обычно это небольшая круглая, плоская коробочка (сделанная из кости) с искусно украшенной металлической крышечкой.

Третий вид — это мандзю, форма которых напоминала рисовые лепешки. Эти нэцкэ в основном ценились за узор на их поверхности.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 21:03 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Анабори (穴彫) — подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины.

Саси (差) — Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами, изобретённое в Китае. Оно впринципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

Маска (яп. 面 мэн) — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута.

Рюса (柳左)— Вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.

Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие нэцке. Существовали так называемые «курьёзные» нэцкэ — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а так же брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов — соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т. д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 21:05 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Более любого другого искусство нэцкэ отразило природу породившего его общества. Причины этого лежат вне рамок данной статьи, но можно упомянуть, что они включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения японцев вследствие обычаев и законов. В результате нэцкэ показывают все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и т. д.
животные: знаки восточного гороскопа и другие
растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину
божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, нэцкэ изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму, приносят удачу
предметы; самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное
абстрактные: символы мон, узоры
сексуальные (春画 сюнга): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утончённой символической форме на эротическое содержание

Одни нэцкэ изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 21:15 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
С чего я сегодня начала эту тему? Я нашла у себя дома набор открыток, изданных издательством "Аврора" в 1984 году. И решила их сканировать и показать вам, етественно, копируя текст с объяснениями. Интернет в Сыктывкаре капризничает, сложно грузится Радикал. Поэтому я сегодня начну, а продолжу в последующие дни.

Автор - ХИДЭМАСА ТИНГЭНДО.
Время создания - конец XVIII- начало XIX века.
Школа Киото
Орел и обезъяна
Материал – слоновая кость, глаза инкрустированы перламутром, размер 5,5х4,4 см.
Подпись: Хидэмаса.
В целом Хидэмаса продолжал традиции киотских мастеров второй половины XVIII века, но в его работах немало и новых черт: нэцкэ Хидэмаса более уточены, декор сложнее м разнообразнее, но в то же время лаконичная монументальность ранних нэцкэ уступает место более сухой и дробной трактовке объема.
Сюжет данной нэцкэ может быть понят как простая зарисовка с натуры: орел, когтящий обезьяну. Однако, вполне вероятно, что здесь содержится намек на ситуацию, описанную в китайском романе периода Мин (1268-1644) «Сиюцзы» («Путешествие на Запад») У Чэнэня: сражение царя Сунь Укуна с демоном-оборотнем по имени Кондор.

 
Галинка-малинкаДата: Суббота, 31.01.2009, 22:37 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline

Автор – МАСАНАО.
Время создания – вторая половина 18 века
Школа Киото
Название – воробей
Материал – слоновая кость, глаза инкрустированы рогом, размер 3,5 х 3,1 см.
Подпись в овальной рамке: Масанао
Масанао принадлежит к числу основоположников школы Киото. Нэцкэ Масанао компактны, объем их обощен, форма мастерски стилизована. Особенно часто автор изображал воробьев, называемых «фукура судзумэ». Дословно это обозначает «раздувшийся воробей». Однако смысл изображения неоднозначен: слово, звучащее «фукура», но записанная другими иероглифами, означает «много счастья», или «различное счастье», поэтому изображение «фукура судзумэ» вопринималось и как благопожелательный символ.

---------------

Подруга шепотом подсказывает, чтобы я не забыла сказать, что все представленные в наборе открыток нэцкэ выставлены в Эрмитаже.

 
Галинка-малинкаДата: Воскресенье, 01.02.2009, 18:08 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline

Автор - КАЙГЁКУСАЙ МАСАЦУГУ
Школа Осака
Название - цыпленок, вылупляющийся из яйца, 1843-1863
Материал - слоновая кость, глаза инкрустированы черным деревом, 4х 2,9 см
Подпись: Кайгеку Масацугу

Многие любители нэцкэ счтают этого автора самым искусным мастером. Масацугу работал по зарисовкам с натуры, что вырабатало в нем особую наблюдательность, умение одним штрихом охарактеризовать предмет или объект, не впадая при этом ни в излишнюю детализацию, ни в натуралистическую описательность.

------------------------------------------

Что лично мне нравится в этой нэцкэ - динамичность, движение. Вы только посмотрите, как цыпленок упорно и целенаправлено выбирается из скорлупки, с такой решимостью!!!!

 
Галинка-малинкаДата: Воскресенье, 01.02.2009, 18:19 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
А теперь маленький конкурс-опрос. На ваш взгляд, кто это?????

 
kikeДата: Понедельник, 02.02.2009, 21:53 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 560
Статус: Offline
Похоже на медведя съевшего луну!
 
Галинка-малинкаДата: Вторник, 03.02.2009, 22:48 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 2659
Статус: Offline
Quote (kike)
Похоже на медведя съевшего луну!

А еще варианты есть? Помните, это виденье мира японцами!!!

 
VolatileДата: Среда, 04.02.2009, 00:23 | Сообщение # 14
Группа: Модераторы
Сообщений: 1327
Статус: Offline
ээээ.... прищурилааась... Уже прищурилась... совсем уже по-японски - неа! не верю! он что, колобка поймал? или восходящее солнце обнимает? вот так:
луну уже съел (вкусненько!), на солнце лапой замахивается? тоже скушать хочет? восходящее?
.. или на олимпиаде-80 провожает улетающего супруга, а сама в декрете?


на все, что угодно, есть более двух точек зрения
 
PetersДата: Среда, 04.02.2009, 14:00 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 483
Статус: Offline
Quote (Галинка-малинка)
А еще варианты есть?

Медведь с пивным пузом bb
Quote (Volatile)
или восходящее солнце обнимает?

Мне кажется он его съел и не хочет выпускать boom


Крупномеров бояться - фиалки разводить
 
Форум » Салон » Клуб по интересам » Нэцкэ
Страница 1 из 212»
Поиск:

Форма входа
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 199